Решение набсовета о приостановке реформирования «Укрзалізниці» нарушает обязательства Украины перед ЕС – Золотарев

Наведение элементарного порядка в «хозяйстве» «Укрзалізниці» не отвечает интересам ряда олигархов, считает политолог, руководитель аналитического центра «Третий сектор» Андрей Золотарев.

Украина взяла обязательства до 2022 года адаптировать условия работы «Укрзалізниці» к требованиям Евросоюза, имплементировав в законодательство целый ряд директив ЕС в сфере железнодорожных перевозок, но как только в последние месяцы реформирование перешло в практическую плоскость, наблюдательный совет «Укрзалізниці» внезапно остановил реформу. Об этом в своей колонке на сайте «Корреспондент» пишет 3 февраля политолог, руководитель аналитического центра «Третий сектор» Андрей Золотарев.

«Это следует из документа, решения НС, которое на днях слили в сеть. Решение резонансное и скандальное по своей сути, так как все может обернуться не только экономическими, но и весьма серьезными репутационными потерями для государства… В результате такого решения Набсовет останавливает одобренные им же решения компании о реструктуризации, новой тарифной политике, а также об инвестициях в капитализацию (обновление локомотивов и вагонов)», – отмечает эксперт. 

Необходимость реформирования «Укрзалізниці» была закреплена в указе президента Владимира Зеленского, а также расписана в плане мероприятий правительства, напомнил политолог.

В конце 2020 года новая команда «Укрзалізниці» начала реализацию плана вывода из кризиса и реформирования и была поставлена цель вернуть компании 40% рынка грузовых железнодорожных перевозок, началось разделение на отдельные вертикали в компании, специализированные на инфраструктуре и грузоперевозках, отметил Золотарев. Он напомнил, что были созданы следующие структуры: филиал грузовых перевозок «УЗ Карго» и оператор инфраструктуры «УЗ Инфра», за результаты работы «УЗ Карго» отвечает коммерческий директор Иракли Эзугбая, который в 2000-х руководил железной дорогой в Грузии. Кроме того, было принято решение об инвестировании 7 млрд грн в обновление парка грузовых вагонов и запланировано значительное увеличение капитальных инвестиций.

«Эти шаги утвердил наблюдательный совет «Укрзалізниці» в ноябре 2020 года. Министр инфраструктуры [Владислав] Криклий активно рекламировал эту реформу, заявив, что она соответствует директивам ЕС», – написал эксперт.

По оценкам Золотарева, позитивные сдвиги уже начались: увеличивается оборот вагонов, возвращаются клиенты, компания снизила тарифы для бизнеса в разгар экономического кризиса, запустила логичные бизнес-процессы, где логист выходит напрямую к заказчику, исключая возможность паразитировать на неповоротливости такой большой структуры как «Укрзалізниця». 

«Наведение элементарного порядка в «хозяйстве» «Укрзалізниці» мягко говоря не отвечает интересам ряда олигархов… В декабре начались информационные атаки на реформы «Укрзалізниці»… Нардепы из группы «Довіра», имеющей репутацию лоббистов олигархического кооператива, в конце 2020 года обратились в Кабмин, мол, снижение цен и тарифов – это плохо, при этом никаких экономических расчетов не дали, а о том, что это антикризисная мера поддержки экономики – оставили за рамками своего послания», – пишет эксперт.

По его информации, на основании этого обращения в конце января наблюдательный совет «Укрзалізниці» решил приостановить реформу, инициированную правительством и одобренную ранее им же. А в качестве причины был найден «бюрократический довод» о том, что «Укрзалізниця» ненадлежащим образом ответила на письмо-вопрос Мининфраструктуры, которое было направлено в компанию по факту обращения депутатов из «Довіри». 

Золотарев отмечает, что «эту информацию в сеть «слил» экс-директор по развитию бизнеса «Укрзалізниці» Андрей Рязанцев, уволенный в мае 2020 года.

«Правда, результаты работы этого менеджера трудно назвать развитием – доля компании на рынке грузовых перевозок упала до 19%, а парк вагонов с 2018 года обвалился почти на 11 тысяч вагонов», – написал политолог.

По его информации, в решении Набсовета отменяется новый порядок, которым в рамках борьбы с коррупцией был ужесточен контроль за закупками «Укрзалізниці».

«Мотивация: «щоб запобігти потенційно надмірному залученню діючого Офісу з безпеки «Укрзалізниці» до процесів пов’язаних із закупівлями…». По сути, отказ от контроля и борьбы с коррупцией в компании», – убежден Золотарев.