Венецианская комиссия дала заключение по новому проекту решения кризиса в КСУ

Венецианская комиссия проанализировала два законопроекта о деятельности Конституционного Суда Украины и дала рекомендации.

Венецианская комиссии предоставила свои выводы по двум законопроектам о деятельности Конституционного Суда Украины. Оценку комиссия опубликовала на сайте Совета Европы 22 марта.

Комиссия проанализировала новый законопроект о конституционной процедуре и альтернативный законопроект о порядке рассмотрения дел и исполнения решений КСУ, которые были внесены по рекомендации комиссии, выданной в декабре 2020 года.

Венецианская комиссия приветствовала отзыв президентом Украины Владимиром Зеленским законопроекта №4288, который приостанавливал полномочия всех судей КСУ, и рассмотрение проекта закона №4533 «О конституционной процедуре».

«Проект закона о конституционной процедуре учитывает рекомендации, высказанные Венецианской комиссией в ее срочном выводе о реформе Конституционного Суда, и вносит много улучшений. Основные новинки были введены в области конституционных жалоб, публичности и открытости конституционного судопроизводства, формирования сенатов и коллегий и распределения дел, доступа к материалам дела, дисциплинарной ответственности судей и внутреннего функционирования Конституционного Суда», – отметили в заключении.

В комиссии указали недостатки законопроекта. Он не содержит положений о новой системе конкурсного отбора судей, включая международный компонент, как это рекомендовано в срочном заключении.

Венецианская комиссия рекомендовала внести следующие изменения в законопроект:

  • что касается процессуальной экономии, производства по конституционным жалобам, в которых сенат признает правовое положение неконституционным, следует передавать в Большую палату только при условии, что президент или парламент требуют такой передачи;
  • что касается дисциплинарных производств, вместо исполнительной власти (то есть президента) инициатива возбуждения дисциплинарного производства должна быть предоставлена Национальному агентству по вопросам предотвращения коррупции;
  • отсутствие какой-либо формы постепенных санкций в законопроекте является проблематичным. С целью введения в действие дисциплинарной системы за дисциплинарные проступки ниже порога «тяжкого дисциплинарного проступка» следует ввести другие санкции, такие как предупреждение, выговор, уменьшение зарплаты и т.д., и эти санкции должны применяться большинством судей;
  • суд должен иметь возможность пересматривать свое собственное решение, если кто-то из его судей, проголосовавших за это решение, был осужден в окончательной инстанции за взятку в связи с принятием этого решения.

Относительно требований к голосованию Венецианская комиссия отмечает, что для подавляющего большинства европейских правовых систем требуется лишь простое большинство.

«В Украине конкретная ситуация после решения 13-r/2020 (которым КСУ признал недействительными части действующего антикоррупционного законодательства) может оправдать временное повышение требования к голосованию в Большой палате. Однако любое увеличение необходимого количества голосов должно быть процентным соотношением к количеству фактически назначенных судей, а не фиксированным количеством всех 18 судей. Такое увеличение может быть оправданным лишь до тех пор, пока определенный процент судей будет назначен в соответствии с новой системой конкурсного отбора», – заявили в комиссии.

Первое срочное заключение, касающееся КСУ, Венецианская комиссия обнародовала 9 декабря. Комиссия раскритиковала решение КС Украины об отмене части положений антикоррупционного законодательства, но подчеркнула: конституционная роль КСУ должна соблюдаться и Верховная Рада должна выполнить решение, сохраняя общественные интересы, такие как борьба с коррупцией, в том числе в судебной системе.

Во втором срочном заключении по реформе Конституционного Суда Украины, опубликованном 10 декабря, Венецианская комиссия рассматривает решение КСУ от 27 октября 2020 года как указание на то, что реформа КСУ является оправданной. 

Оба заключения Венецианская комиссия подготовила по запросу президента Украины.

Конституционный Суд Украины 27 октября 2020 года отменил часть положений антикоррупционных законов и указал, что установление уголовной ответственности за декларирование заведомо недостоверных данных, а также умышленную неподачу деклараций является чрезмерным наказанием за совершение таких правонарушений.

После решения КСУ в Украине начался конституционный кризис. Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции (НАПК) в связи с решением КСУ 28 октября закрыло доступ к реестру электронных деклараций и прекратило их проверку, хранение и обнародование. Глава агентства Александр Новиков назвал решение КСУ «сокрушительным поражением антикоррупционной реформы».

Глава КСУ Александр Тупицкий сказал, что НАПК специально «разогнало ситуацию», судья КСУ Игорь Слиденко заявил, что решение суда не предусматривало необходимости закрывать реестр.

29 октября после заседания СНБО во исполнение распоряжения Кабмина НАПК открыло доступ к реестру электронных деклараций.

Верховная Рада 4 декабря приняла законопроект №4460-д, который вводит наказание за недостоверное декларирование в виде штрафов и ограничения свободы, но не предусматривает лишения свободы, как было раньше. Он предполагает как административную, так и уголовную ответственность. 24 декабря Зеленский подписал закон.