Группа народных депутатов от «Довіри» и их помощник пытаются взять под контроль ряд предприятий «Укрзалізниці» – СМИ

Для давления на «Укрзалізницю» и получения внутренней документации заводов и деталей контрактов с подрядчиками, народные депутаты, утверждает издание, организовали как минимум три межфракционных депутатских объединения, от имени которых в различные органы власти, а также руководству «Укрзалізниці» направляют письма. Журналисты перечислили эти объединения в Верховной Раде.

«За техногенную и экологическую безопасность в топливно-энергетическом комплексе, железнодорожном и трубопроводном транспорте Украины» (глава Сергей Шахов), «Развитие энергетической и транспортной инфраструктуры – стратегический вектор эффективной экономики государства» (глава Александр Сухов) и «Контроль за реформами и очищением в судебной и правоохранительной системах государства» (глава Сергей Вельможный). Все трое являются мажоритарщиками из Луганской области, при этом Шахов считается неформальным руководителем группы. Секретарем минимум двух из трех МДО является Николай Самбожук – один из фигурантов крупного международного скандала о попытке рейдерского захвата Молдавской железной дороги», – сказано в публикации.

«Дело» отмечает, что члены этих объединений принимают участие в различных профильных совещаниях, подают депутатские запросы и общаются с иностранными инвесторами, такими как польская Pesa или швейцарский Stadler.

«Одной из наиболее громких инициатив, которую пытались реализовать эти депутаты, стала попытка вывести из структуры «Укрзалізниці» вагоно- и электровозоремонтные предприятия как «непрофильные активы». Как утверждают источники в «Укрзалізниці», в сговоре с руководством компании, в частности, бывшим на тот момент главой правления Владимиром Жмаком, нардепы продвинулись настолько далеко, что идея о приватизации заводов даже появилась в презентации для «потенциальных покупателей» (хотя по факту ими должны были оказаться приближенные к Шахову и компании фирмы). В руководстве «Укрзалізниці» за эту идею также выступал директор по коммерческой работе Иракли Эзгубая, член правления Франтишек Буреш», – пишут авторы статьи. 

Они отмечают, что после увольнения Жмака попытки взять предприятие под контроль не прекратились.

«После того, как Жмака уволили из «Укрзалізниці», свои схемы группа Шахова-Самбожука попыталась навязать уже новому главе правления Ивану Юрику. В частности, для этого планировалось вовлечь в ситуативную игру временную следственную комиссию по расследованию злоупотреблений на «Укрзалізниці», которую возглавляет нардеп от «Слуги народа» Юлия Гришина», – сказано в материале.

Также лоббисты также пытались «сбить» контракт для Крюковского вагоностроительного завода на строительство сотни пассажирских вагонов за выделенные из бюджета 3 млрд грн, утверждают журналисты: компания, которая обжаловала тендер в Антимонопольном комитете, прикладывала к своим документам письмо швейцарской Stadler о готовности принять участие в тендере, отправленное на имя Сухова.

«После смены руководства в «Укрзалізниці» планы Шахова-Самбожука окончательно «расстроились», поскольку их основные «партнеры» по схемам в «Укрзалізниці» были уволены, а уголовные дела начали набирать обороты. Более того, у Шахова появились и другие заботы – недавно НАБУ пришло с обысками в особняк его гражданской жены, которую, как и ее многочисленное имущество, народный депутат «забыл» указать в декларации. Имеет ли это имущество отношение к схемам Шахова и его команды на «Укрзалізниці» и в ее окружении – вопрос открытый, – сказано в статье. – Однако очевидно, что внимание прокуратуры к деятельности группировки и межфракционных депутатских объединений, которые ими организованы – должно только нарастать».